Работа со сверхтвердыми минералами позволяет создавать практически вечные произведения. Однако для резчика она сопряжена с немалыми трудностями. «Для изготовления большой камеи, — писал археолог Э. Баблон, — нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора». Так, уже в XIX веке, резчик А. Давид над камеей «Триумф Наполеона» трудился 15 лет!
Оборудование требуется довольно незамысловатое — простой станок с приводом, набором резцов и абразивы. Стальной резец на твердой поверхности камня не может оставить даже царапины. Мастер обрабатывает покрытую абразивом поверхность практически вслепую, постоянно имея в виду, что вогнутый рельеф будет восприниматься зрителем зеркально и как выпуклый. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа, требующая воображения и необыкновенного терпения. Представленные на страницах «Нашего наследия» инталии современного российского мастера Владимира Каменева созданы таким же традиционным способом — с помощью бормашины, заточенных под разными углами гвоздей и набора абразивов. Тонкие детали были прорисованы острым осколком алмаза. На создание инталии по сюжету картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» резчику потребовалось более года, а на «Тайную вечерю» — около двух лет упорного труда.
Интернет - журнал "Наше наследие" http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7724.php
Фото Р. Васильчикова.
Античная камея считается классикой глиптики, но наибольшего расцвета резьба по камню достигла в эпоху Ренессанса (XVII–XVIII века). В это время оформились итальянская, немецкая, английская и французская камнерезные школы. В большинстве случаев мастера современности старались достичь максимального сходства с древними образцами. Во времена Возрождения гемма стала профессиональным талисманом. Так, у моряка была гемма из аквамарина с изображением Нептуна, у винодела — аметистовая камея с Дионисом. Судьи носили украшения из яшмы и сердолика с рисунком весов и Фемиды.
С раннего средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах.
Античные образцы глиптики считаются классикой резьбы по камню. Но современные мастера-камнерезы возродили лучшие традиции древности. Они освоили технологию обработки таких "непростых" в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. Замечательные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно увидеть на ежегодной выставке-ярмарке "Симфония Самоцветов", регулярно проводимой в Москве в Государственном Геологическом Музее им. В.И. Вернадского.
Современные инталии создаются с использованием самых прогрессивных технологий, однако по-прежнему требуют высочайшего художественного дарования исполнителя. Неудивительно, что лучшие из работ такого рода без промедления приобретаются музеями декоративно-прикладного искусства.
Страница
Минералы
Янтарь
Резьба по кости
Хобби