Логотип

Янтарная комната.

   Янтарная комната.

    Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната. Это шедевр янтарной мозаики, которая находилась до войны в Екатерининском дворце-музее под Санкт-Петербургом.

   Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

   Решение о восстановлении Янтарной комнаты было принято Советом Министров РСФСР в конце 1970-х годов. Восстановительные работы начались в 1983 году под руководством Александра Журавлева, привлечено к этим работам было 40 специалистов, и к ноябрю 1996 года, в условиях крайне нерегулярного финансирования, было выполнено около 40% объемов работ. За это время было потрачено чуть более 7 млн долларов из федерального бюджета.

   6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «РургазАГ» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

   29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками, и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

    В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание».

   Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер, а также все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петербурге.

   3 июня 2003 года в Екатерининский дворец был открыт для всех желающих.

 

Высота Янтарной комнаты - 7, 8 метра, площадь пола - 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем - 86 кв. метров.

   Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

  • 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из         средств немецкой фирмы «РургазАГ».
  • 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.
  • Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря.
  • Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.
Янтарная комната

 

Янтарная комната.

Екатерининский дворец. Янтарная комната

 

Екатерининский дворец. Янтарная комната.

 

Вид на одну из стен

 

Вид на одну из стен.

Канделябры в рамах между амурами

 

Канделябры в рамах между амурами.

 

Янтарная комната. Фрагмент

 

Янтарная комната. Фрагмент.

 

Фрагмент Янтарной комнаты

 

Фрагмент Янтарной комнаты.

Фрагмент интерьера Янтарной комнаты Екатерининского дворца

 

Фрагмент интерьера Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

Фрагмент декора Янтарной комнаты

 

Фрагмент декора Янтарной комнаты.

   На фото, естественно, реконструкция, так как России Германией были переданы только фрагменты Янтарной комнаты.

   Янтарную комнату называют восьмым чудом света.

   Это действительно весьма незаурядная вещь, достойная восхищения. Но свой нынешний вид она получила после многочисленных изменений и архитектурных изысков, выполненных русскими мастерами под руководством архитектора Варфоломея Растрелли.

   Фридрих Вильгельм I сплавил янтарный кабинет Петру Первому, потому что тот его просто утомил. Эта окаменевшая смола весьма капризная вещь, ее могут повредить прямые лучи света или температура чуть выше обычной. Янтарные изделия очень хрупкие, одно неловкое движение – и нет статуэтки или шкатулки, над которой долго корпел какой-нибудь немецкий мастер. Содержание кабинета влетало Фридриху в копеечку, поэтому при первом удобном случае он от него избавился, передав его своему названному брату «херру Питеру».

   Петр I планировал установить Янтарный кабинет в Кунсткамере, но не успел. Его преемница, дочь Елизавета, решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции.

  Тогда кабинет смотрелся весьма скромно, к тому же часть деталей оказалась утерянной. 22 панели, включая детали верхнего, нижнего и цокольного яруса, не могли покрыть все пространство стен. Недостающие фрагменты обер-архитектор Варфоломей Растрелли восполнил зеркальными пилястрами (узкие полоски стекла в полную высоту), с роскошными золочеными рамами с растительным орнаментом, и панно с росписью «под янтарь».

   В 1745 году прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха, из числа утерянных элементов. С 1746 года комната стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села.

   Зал Екатерининского дворца, где предполагалось установить Янтарную комнату, был выше, да и по площади превышал зал Зимнего дворца, поэтому работа предстояла непростая.

   Выходом из положения стало увеличение числа пилястр, размещенных попарно у каждой панели с золочеными светильниками в центре каждой пилястры. Верх и низ пилястр украшен растительным орнаментом, верхний орнамент плавно переходил в изящные девичьи головки. Верхний ярус был заполнен, ввиду нехватки времени, живописью «под янтарь», впоследствии замененной золоченной резьбой по дереву в виде Амуров, поддерживающих вазы и образующих рамы, в центре которых были помещены золоченые канделябры.

   В центре четырех наиболее крупных янтарных панелей в прекрасных, янтарных же рамах, были установлены мозаичные картины. Рамы, изготовленные из более темного по тону янтаря, четко выделялись на общем фоне.

   Композицию зала завершили двумя огромными зеркалами в золоченых рамах во всю высоту стен, оказавшимися между окнами комнаты. Благодаря обилию света и зеркал, янтарь представал перед гостями дворца в наилучшем свете, зачаровывая смешением красок.

   Красные, почти алые оттенки, словно в мозаике, сливались с оранжевыми и светло-желтыми цветами. Более темные цвета образовывали на светлом фоне различные узоры, среди которых особенно часто встречались вензеля. Золото, щедрой рукой рассеянное по стенам, дополняло теплую цветовую палитру.

   Последним штрихом в отделке Янтарной комнаты стал художественный паркет, уложенный сложным рисунком из драгоценных пород дерева - ореха, клена, сандалового дерева.

   Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II, в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

 

   В мире существовало немало крупных предметов из янтаря, составлявших менее известные Кенигсбергскую и Берлинскую коллекцию.

   Подобные коллекции есть в Арабских Эмиратах и Китае. Польский мастер Мырта Люциан также создал весьма значимые шедевры, сравнимые по уровню с янтарным кабинетом Фридриха Прусского.

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников:

РИА Новости: Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны.

      и другие…

 

сеп5

Страница

comments powered by HyperComments