Логотип

Художественные промыслы.

    Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. При посещении других стран, туристы интересуются не только искусством, традициями и укладом жизни, памятниками культуры и зодчества. В качестве сувениров из каждой посещенной страны они увозят экзотические предметы обихода, национальной одежды, бижутерии в этно-стиле. Для многих стран это является солидным источником доходов.

   Россия так же славится своими уникальными ремеслами. Это резьба по дереву, кости, камню, изделия из бересты, всевозможные виды росписи по дереву, металлу, керамике: Жостовская, Городецкая, Хохломская, Мезенская; Палехская миниатюра и Гжель; финифть (многокрасочная эмаль) и филигрань (скань). Знаменитая русская матрешка является вожделенным сувениром для каждого иностранца, стоящим сотни долларов. Изделия из цветного Гусевского хрусталя можно встретить в музеях всего мира. Тульские самовары так же считаются символом России. Павлово-Посадские шали и Вологодское кружево ценятся во всем мире.

   Многие виды ремесел развивались в зависимости от наличия тех или иных природных ресурсов, другие - как сопутствующие основному производству. И многое, конечно, зависело от геологических и географических условий среды обитания.

 

     Косторезные промыслы России.

 

   В России расположены богатейшие залежи ископаемой мамонтовой кости, а традиционные охотничьи промыслы народов севера дают и моржовый клык, широко использующиеся в резьбе по кости.

   Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

   В Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». В конце XIX - начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы из бивня мамонта и моржового клыка, предназначавшиеся для сбыта.

 

Современные центры косторезных промыслов России:

  • Холмогорская резьба по кости.
  • Тобольская резьба по кости.
  • Чукотская резьба и гравировка по кости.
  • Молодые, в сравнении с северорусской и чукотской резьбой по кости, Хотьковский и Якутский косторезные промыслы.
Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости

     Берестяные промыслы России.

 

      В России, с ее необъятными лесами, не могли не возникнуть народные художественные промыслы с использованием берёсты. Берёста применялась людьми с незапамятных времен на Руси и индейцами Северной Америки для изготовления посуды и другой кухонной утвари – туесков, черпаков, корзин и коробов. Берёсту использовали в качестве кровельного материала, для изготовления лодок - берестянок и пирог. Из берёсты делали чехлы для луков, колчаны (тулы) для стрел, наборные рукояти ножей. На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Берёстой пользовались в качестве бумаги еще в древности (известны берестяные грамоты из раскопов древнего Новгорода).

   Этот уникальный материал славится долговечностью и упругостью, водонепроницаемостью и антисептическими свойствами. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса использовались для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет (не набирает влаги), а соленья не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному трудно поверить, что они приготовлены без добавления пряностей.

   А главное достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и были туеса испокон веку постоянными спутниками крестьянина, охотника, рыбака.

   В наше время изделия из берёсты используются, по большей части, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих. Как правило, это те же туеса, посуда, хлебницы, шкатулки, карандашницы, пеналы, оформленные холодным и горячим тиснением, гравировкой выжиганием, украшенные прорезной берёстой. Применяется и роспись по берёсте, изготавливаются художественные панно с применением всех указанных выше способов.

   Изделия с прорезной берёстой шли на экспорт во Францию, Германию как в царской России, так и во времена СССР. Изделия из берёсты привлекают внимание своей мягкой, бархатной фактурой, эстетичной формой.

Центры берестяных промыслов России:

 

  • Шемогодская прорезная береста, получившая название от речки Шемоксы, что впадает в        Северную Двину ниже Великого Устюга, пожалуй, самый известный берестяной промысел и в России, и за рубежом.
  • г. Семенов (Нижегородская область)
  • Архангельская область
  • Томская область
  • Республика Саха (Якутия)
  • И многие другие…

 

По некоторым источникам, кустарным берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Это поистине народный промысел.

Берестяные туески

     Камнерезные промыслы.

   Культура обработки драгоценных и поделочных камней в России имеет многовековую историю. В славянских захоронениях встречаются ожерелья и серьги из сердолика, горного хрусталя, коралла и янтаря, встречаются местные и привозные (Византия, Индия, Средняя Азия, Китай) самоцветы в виде кабошонов неправильной формы. Древне - русские ювелиры разработали уникальные украшения, великолепно сочетающие цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью (Старорязанский клад XII – начала XIII вв.).

   Геологические условия в России резко отличались от существующих условий в Западной Европе, Средней Азии и на Среднем Востоке, что ограничивало добычу цветного камня. Поэтому, вплоть до XVII века, в России добывали, в основном, только жемчуг, которым богаты северные реки, янтарь с Балтийского моря, да аметист с Кольского полуострова, остальные самоцветы были привозными.

   Русский самоцвет приобрел мировую известность с освоением в XVII-XVIII веке Уральских месторождений, когда был обнаружен малахит, а затем - аметист, берилл, горный хрусталь и топаз, позже - месторождение изумрудов, пейзажная яшма, родонит, лазурит и змеевик, турмалин, берилл, александрит, авантюрин, аквамарин, демантоид, селенит и аметист, дымчатый кварц (раухтопаз) и морион. На Алтае в середине XIX века стали разрабатывать месторождение знаменитой зеленоватой ревневской яшмы, которая пошла на изготовление знаменитой Царь-вазы и колонн тронного зала Эрмитажа. В это же время открыли залежи мрамора и гранита, использовавшихся при строительстве и отделки дворцов и соборов, а в Советское время – при отделке метрополитенов.

 

   Российские месторождения драгоценных и поделочных камней до сих пор славятся во всем мире. Богатейшие месторождения цветных яшм на Урале и Алтае дают лучшие в мире по красоте камня и величине блоков материалы для крупных художественных произведений. Всего в России разрабатываются 132 месторождения самоцветов 27 видов.

   С каждым годом во всем мире растет внимание художников и зрителей к скульптуре малых форм, берущая начало в глубокой древности, в доисторической культуре палеолитических «Венер» и тотемных фигур.

   Развитие технологий, начиная с малой механизации процессов обработки, позволило включить в материалы для скульптуры твердый камень. Малахит, лазурит, опал, смарагд, горный хрусталь - полудрагоценные минералы, по внешней и внутренней красоте мало в чем уступающие драгоценным камням. Фигурки из этих чудесных камней, маленькие или большие, приобщают нас к загадкам искусницы-природы и секретам подлинного мастерства. Художники создают «живые» фигурки доисторических и современных животных, пауков, черепах, змей, рыб, и, конечно же, человека.

   Эксклюзивная каменная скульптура малых форм современных Российских камнерезов на странице «Скульптура».

Улитка. Белый нефрит, хрусталь, черные бриллианты, серебро  bakut БАБА ЯГА, Кремень, моховой агат, хризопраз, окаменелое дерево, нефрит, халцедон, серебро

     Современная камея и инталия.

 

   К малым формам относятся не только произведения скульптуры, но и рельефы: памятные медали, декоративные медальоны, геммы - камеи и инталии.

   Гемма - вырезанная из камня фигурка или изображение на плоскости самоцвета. Первоначально геммы делали из поделочных и полудрагоценных камней с невысокой твердостью. Гемма вырезали из сердолика, сардоникса, агата, оникса, гематита, янтаря, яшмы. Но с применением новых инструментов появилась возможность делать каменные печати даже из самых твердых самоцветов. Современные мастера-камнерезы освоили технологию обработки таких «непростых» в работе камней, как топаз, берилл, изумруд.

   Уникальные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», проводимой в Москве в Государственном Геологическом Музее им. В.И. Вернадского.

   Сегодня при резке гемм применяют самые прогрессивные технологии, в том числе лазерную гравировку, однако по-прежнему это искусство требует высочайшего художественного дарования исполнителя. Неудивительно, что лучшие из работ такого рода без промедления приобретаются музеями декоративно-прикладного искусства.

 

                                                                                                           Резьба по камню >>

Кулон в стиле глиптики с драгоценными камнями и бриллиантами

     Картины из самоцветов.

 

 

   В местах добычи и обработки самоцветов всегда остаются неликвиды, которые можно только выбросить. Но талантливые мастера найдут применение и неликвидам.

   «После кропотливой работы с камнем, на верстаке мастера всегда оставалась крошка самоцветная Великолепные и чарующие пейзажи выкладывались из разноцветной каменной крошки!»

   И это ремесло было продолжено современными художниками. Яркий тому пример – работы художника из Южной Якутии Алексея Мосмана.

 

Картины из самоцветной крошки. Изумрудная излучина

     Каменные цветы.

 

   В начале XX в. мастерские Фаберже освоили изготовление различных настольных украшений, пасхальных яиц, миниатюрных скульптур людей, животных, а также каменных цветов, которые пользовались большим спросом и ценились очень дорого.

   Современные уральские и алтайские камнерезы продолжают традиции своих предков, создают свои, не менее прекрасные композиции, используя полудрагоценные и драгоценные камни – аметисты, кварцы, малахит, яшму, лазурит, нефрит, редкий чароит, халцедон, родонит, металлы. Из камня вырезают цветки любой формы: розы, пионы, ландыши, сирень, лилии, шиповник и даже ветки цветущей яблони или вишни! Разве повернется язык назвать такие цветы «искусственными»?

   Каменные цветы выглядят живыми, хрупкими – и не может быть иначе: в них живет душа Мастера. Грубые, неотесанные камни после шлифовки становятся гладкими и сияющими, а «холодные» каменные цветы – наполняются теплым мерцанием, ведь их согревает любовь к творчеству – самая тонкая и неуловимая энергия созидания.

 

Белая роза. Уральский камнерез Виктор Михайлович Васильев

     Мозаика из минералов.

 

   Настоящие художники постоянно ищут свой стиль, чтобы в полной мере раскрыть свои идеи. Из минералов можно создать и мозаику, полную гармонии красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами. Любя свой край, Хабаровский художник Павлишин Геннадий Дмитриевич не мог пройти мимо цветных камней, которыми так богата Приамурская земля. Сначала он использовал их при оформлении своих книг, которые экспонировались даже в геологическом музее города Хабаровска, затем приступил к созданию «Поэмы о Приамурье».

 

   Потребовалось более сорока разновидностей минералов и горных пород, большую часть которых Павлишин собрал сам на Зее, Кульдуре, в окрестностях Хабаровска. Подбирая цветные камни, художник не отвергал и те породы, которые не имели броской расцветки, были порой невзрачны на вид - это диорит, гранит, базальт, габбро, из них он «нарисовал» стволы и корни старых поваленных в лесу деревьев. Но больше всего в картине использованы кальцифиры Хингана и кульдурские офио-кальциты, уж очень обширна у них цветовая гамма — от черного и темно-коричневого до зеленого и сиреневого. Из них сделаны листья деревьев и трав. А вот на ствол крупного кедра пошла яшма, родонитом выложен ствол ели. Сумрачность векового леса скрасили яркие цветы из сиреневого чароита, лазурита и амазонита. Зоб каменного глухаря выложен ирнимитом — синей удской яшмой, этой геологической эмблемой края.

 

   Снежные сугробы хорошо переданы бруситом, вода — голубым халцедоном. Есть в картине и ювелирно-поделочные камни: сердолик, агат, нефрит, флюорит, ониксы, морион, малахит и другие минералы. Рама картины составлена из халцедона.

 

                                                                                                    Мозаика из минералов >>

Поэма о Приамурье

     Уральские горки.

 

 

   Камней, которые используются в ювелирном деле, существует огромное множество. Ознакомиться с их разнообразием и неповторимой красотой самоцветов можно на примере Уральской горки. Горка из самоцветов – это не просто набор минералов. Если взять эти же самые камни и сложить в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь - гармония и игра света и цвета. Человек, создающий ее, должен хорошо чувствовать камень, уметь творить из него красоту, которая привлекает и радует глаз, вызывает истинное наслаждение.

   Горки из самоцветов - истинно российский, точнее уральский продукт. Как искусство, они появились в XVIII веке на Урале и пользовались тогда хорошим спросом у вельмож и состоятельных купцов. Сегодня эти традиции продолжены современными мастерами, а их работы пользуются огромной популярностью. На конусовидной основе с помощью цемента крепятся образцы цветных поделочных и драгоценных камней, встречающиеся в природе. Камни монтируются в виде отдельных кристаллов, сростков кристаллов или друз, спилов. В какой-то мере этим способом имитируются природные условия залегания камня. Горки предназначаются для музеев, выставок, минералогических кабинетов.

 

                                                               Уральские минералогические горки из самоцветов >>

Уральские горки

          Янтарный промысел.

 

 

   Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

   Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

   Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

   Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом.  При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

   Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

                                       Картины из янтаря >>

 

Картина из янтаря. Уличный фонарь

     Тульский самовар - символ России.

 

   Специальным указом Уральским заводам было предписано еще в 1728 году освоить производство медной утвари, в результате чего на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный в Суксуне. А в 1746 году историки нашли первое упоминание про Тульский самовар. А так как оба завода принадлежали Демидовым, производство могло быть начато одновременно.

 

   Но Тула, прославленная оружейными мастерами, имела географически выгодное положение, находясь в самом центре России, вблизи крупнейших городов – рынков сбыта, получила дополнительные преимущества для производства бытовых изделий, в частности самоваров.

      А медный самовар (водогрей, самогрей), оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями. Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди.

 

   Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров.

   Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом.

 

   Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили. В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края. Ручки и самоварные шишки (хватки) на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати и царских особ — из слоновой кости. Украшались самовары и цветной эмалью.

 

  С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность.

Тульский самовар
Самовар «Дулей гравированный». Паровая самоварная фабрика наследников П. Н. Фомина в Туле. (1898—1919 гг.)
Расписные самовары

     Знаменитая русская «Матрёшка».

 

   Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль». Выточил ее мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, иллюстратор детских книг.

   Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

   В 1900 году русская Матрёшка была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и мировое признание. Тогда же были получены международные заказы. Уже в 1911 году матрёшечники из Сергиев-Посада выполнили заказы из 14 стран мира. Огромная популярность игрушки поспособствовала появлению многочисленного количества подражателей, привносивших в игрушку собственные мотивы росписи. Помимо традиционного изображения круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и русском сарафане, мотивами для росписи становились бояре и русская знать, герои войны 1912 года, былинные богатыри, сказочные и легендарные персонажи. Матрёшку украшали и гжельской, жостовской, хохломской и палехской росписью.

Набор из 37 матрёшек

 

Матрёшки в ассортименте. Набор из 37 матрёшек.

 

Главные центры матрёшечников:

 

  • Сергиево-Посадская матрёшка.
  • Семёновская матрёшка (Именно в г. Семёнов была выточена самая большая, 72-местная матрёшка диаметром 0,5, а высотой в 1 метр).
  • Полховско-Майдановская матрёшка.
  • Мериновские матрёшечники Горьковской (Нижегородской) области.
  • Вятская матрёшка - самая северная из всех русских матрёшек.
  • Авторская матрёшка – получила развитие в конце 80-х – начале 90-х годов XX века после открытия частных мастерских. В это время матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний Сергиево-Посадский период.

 

   Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров. Современная матрёшка как бы аккумулирует все богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Матрёшка - желанный сувенир для всех

   Не каждое произведение искусства можно отнести к изделиям художественных промыслов. В нашей стране отнесение продукции к изделиям художественных промыслов строго регламентируется.

  «К изделиям художественных промыслов относятся изделия утилитарного и декоративного назначения признанного художественного уровня, в которых сохраняются и развиваются традиции народного искусства и художественного ремесла, учитываются стилистические особенности данного промысла…

…К изделиям художественных промыслов не относятся изделия, полностью изготовленные на оборудовании, исключающем возможности творчества мастеров».

(Выдержка из письма Министерства экономики Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N АШ-125/22-95 и Госкомстата Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 17-1-17/321. «О методических рекомендациях по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов»).

 

 

сеп1
comments powered by HyperComments