Логотип

Секреты камня.

 

 Камнерез – рабочая специальность.

 

   Работа резчика камня мало похожа на чистую и приятную. Она требует невероятного терпения, физической силы и выносливости. Да и «непыльной» эту работу трудно назвать. В мастерской шумно, мокро, грязно - музыку не послушаешь, кофе не попьешь. А где же прекрасные цветы, каменные поляны? Пока только в голове мастера.

   Гладкое каменное яблочко с «магическим» блеском, «живой» бутон розы – результат упорной шлифовки, полировки, гравировки. Сначала мастер делает набросок на бумаге, затем – гипсовый «эскиз». Долго подбирает подходящий камень. Его обтачивают – получается грубая заготовка, отдаленно напоминающая цветок или яблоко. Затем начинается процесс тонкой шлифовки. Камень есть камень – он неподатливый, твердый. Несмотря на твердость, минералы хрупки и часто ломаются. Неосторожное движения – обломился кусочек, приходится начинать все сначала.

   Весь комплекс работ по созданию цветов и фруктов – процесс увлекательный, но чрезвычайно трудоемкий. За день и за неделю тут не управишься. Работа может растянуться на годы, шлифовка маленького листика – на недели. Камень, который выкристаллизовывался столетиями, как будто собирает своеобразную дань с мастеров – дань временем. Поэтому современные мастера редко работают в одиночку – объединяются в мастерские. Так экономится время, передаются секреты мастерства.

   На небольшой «букетик» уходит несколько месяцев напряженного труда. Если замысел сложный, он потребует больше времени. Резчиков по камню готовят специализированные училища, но по-прежнему это не ремесло, а призвание. Не всем дается «язык» минералов, не каждому откроет Хозяйка секреты каменного цветка. Но мастера на Руси не переводятся. По-прежнему, как и в древности, самоцветы способны приворожить к себе, очаровать, наполнить жизнь особенным смыслом, раскрыть истинный талант. Видимо, в них, и правда, есть какая-то магия…

 

Объемная мозаика из минералов.

 

   «…Потом этот мастер и говорит Данилу:

– Надо твоего парнишка в город отправить. Пущай там дойдет до настоящей точки. Шибко рука у него ловкая.

   Так и сделали. У Данилы и городе мало ли знакомства было по каменному-то делу. Нашел кого надо и пристроил Митюньку. Попал он тут к старому мастеру по каменной ягоде. Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и протча. И на все установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу – из дурмашков, клубнику – из сургучной яшмы, княженику – из мелких щерловых шаричков клеили. Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата, кое из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня.

   Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему. Мастер сперва ворчал, потом похваливать стал:

   – Пожалуй, так-то живее выходит.

   …Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки-то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре-то выемки наладил да еще где надо желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка-то вышла. Листочки тоже тонко из змеевки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонехонькие пристроить. Однем словом, сортовая работа. В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись. Ну, как есть настоящие».

                                                                                              Бажов П. П. «Каменный цветок»

Объёмная мозаика из различных цветных камней в жанре флористика. Работа уральских кустарей-гранильщиков, XIX в.

 

Объёмная мозаика из различных цветных камней в жанре флористика.

Работа уральских кустарей-гранильщиков, XIX в.

 

    Объемная мозаика (малая пластика) — техника камнерезного искусства, при которой скульптурная композиция собирается путем соединения объемных фрагментов, вырезанных из разных пород цветных поделочных камней (самоцветов). Одна из сложнейших в художественном и техническом отношении техник мозаичного камнерезного искусства.

   Цветы и фрукты из полудрагоценных камней так хороши, что их не портит соседство так называемых благородных металлов – золота и серебра. Иногда каменные композиции инкрустируют золотом, однако в царстве минералов столько богатств, что и без золота они способны приворожить с первого взгляда. Самый ценный материал для цветов – кварц. В цветочных композициях часто используются такие разновидности кварца как авантюрин, халцедон, горный хрусталь. Не все они равноценны по стоимости, но именно благодаря им цветы и деревья буквально оживают.

Роза из камня самоцветного уральских мастеров

 

Роза из камня самоцветного уральских мастеров.

Пасхальное яйцо. Нефрит кварцит сапфирин халцедон

 

Пасхальное яйцо.

Нефрит, кварцит, сапфирин, халцедон.

Ваза с лилиями-кварцит, нефрит. Флакон для духов-нефрит, гранаты, золото

 

Ваза с лилиями - кварцит, нефрит.

Флакон для духов - нефрит, гранаты, золото.

Ромашки самоцветные в вазе

 

Ромашки самоцветные в вазе.

Букет цветов Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, хрусталь; гранат

 

Букет цветов.

Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, хрусталь, гранат.

Букет Австрийской Марии Терезии из 1500 самоцветов аметиста и других самоцветов

 

Букет Австрийской Марии Терезии из 1500 самоцветов аметиста и других самоцветов.

Фиалки самоцветные

 

     Фиалки самоцветные.

Розы в вазе на малахитовой подставке

 

Розы в вазе на малахитовой подставке.

   Круглое, сочное, спелое яблоко – центральный персонаж фруктово-каменного натюрморта. Яблоки делают из малахита, оникса, нефрита, иногда добавляют изящную плодоножку и золотистый листик. Эффектно смотрятся на ониксовом блюде виноградные гроздья. В природе не бывает двух абсолютно одинаковых минералов, поэтому если яблочки на дереве одинаковые – они выточены из одного куска.

   Форма яблока, шара, эллипсоида, яйца – позволяет максимально показать красоту камня. Очарование полудрагоценных камней - в их способности играть светом, глубине слоев, неповторимости рисунка. Кто любил в детстве заглядывать в калейдоскоп, где с помощью зеркал создается иллюзия объема, поймет, о чем речь. Глубинный рисунок натуральных минералов завораживает. Фрукты из них – прозрачные, гладкие, камень кажется одушевленным, теплым, мерцающим. Появляются сомнения, что это простой камень, который достали из недр матушки-земли. Кажется, его родина где-то на другой планете, в глубинах моря, в горном ручье, в волшебной лаборатории древнего алхимика.

Яблоко из оникса с золотистым листочком
Яблоко из оникса
Яблоко из оникса

 

Яблоки из оникса.

Кисть винограда. Китайский нефрит

 

Кисть винограда. Китайский нефрит.

Кисть винограда, аметист

 

Кисть винограда, аметист.

Кисть винограда. Аметист

 

Кисть винограда. Аметист.

Фрукты в вазе. Объемная мозаика

 

Фрукты в вазе. Объемная мозаика.

Фрукты на малахитовой вазе

 

Фрукты на малахитовой вазе.

Фруктовый натюрморт в вазе. Объемная мозаика

 

Фруктовый натюрморт в вазе. Объемная мозаика.

Фрукты в вазе. Объемная мозаика

 

Фрукты в вазе. Объемная мозаика.

 

Роза из цитрина

 

Роза из цитрина.

Орхидея. Агаты различных цветов, нефриты различных цветов

 

Орхидея.

Агаты различных цветов,

 нефриты различных цветов.

Лилии в вазе. Резьба по камню

 

Лилии в вазе.

Резьба по камню.

Орхидея. Самоцветы

 

Орхидея. Самоцветы.

Нарцысс в вазе из горного хрусталя. Самоцветы
Цветок самоцветный в вазе горного хрусталя

 

Цветы самоцветные в вазах из горного хрусталя.

Цветы самоцветные в вазе из горного хрусталя

 

Цветы самоцветные в вазе из горного хрусталя.

Красный мак из самоцветов

 

Красный мак из самоцветов.

VIP подарок. Хрустальный лоток с розой из нефрита и розового кварца

 

VIP подарок. Хрустальный лоток с розой из нефрита и розового кварца.

Книга-сувенир, посвященная творчеству Василия Шукшина

 

Работа барнаульского мастера-камнереза Александра Тетенова. Книга-сувенир, посвященная творчеству Василия Шукшина, признана лучшей по художественной обработке камня.

Страница

comments powered by HyperComments