Логотип
Золотые украшения
Колье
Золотое кольцо

Художественная резьба по камню

 РЕЗЬБА ПО КАМНЮ.

 

   Красивые минералы привлекали взоры раньше и продолжают делать это сейчас. Человек во все времена старался найти чудесным драгоценным камням более широкое применение. Достаточно древним применением драгоценных камней является глиптика (от греческого glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы по камню. Этим искусством в древности увлекались практически все народы мира.

   Вырезанную из камня фигурку или изображение на плоскости самоцвета называют ГЕММОЙ. Умелые мастера создавали настоящие маленькие шедевры, некоторые из которых дошли и до наших дней. Существовало два типа гемм - выпуклые изображения на камне или же углубленные. Они носят названия камеи и инталии. Те геммы, которые сегодня хранятся в музеях — настоящие произведения искусства. Все они совершенно уникальны, так как глиптика — ручная работа, и древние мастера вкладывали в свои произведения душу.

   Первоначально геммы делали из поделочных и полудрагоценных камней с невысокой твердостью. Но с применением новых инструментов появилась возможность делать каменные печати даже из самых твердых самоцветов. Гемма может быть вырезана из сердолика, сардоникса, агата, гематита, аметиста, янтаря, яшмы, топаза или горного хрусталя.

 

ГЛИПТИКА. КАМЕЯ.

Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II). Сардоникс, серебро. Александрия. III в. до н. э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

 

Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II).

Сардоникс, серебро. Александрия. III в. до н. э.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея Клавдия. Пятислойный оникс, оправа золото. Ок. 49 г. н. э. Вена, Музей истории искусств

 

Камея Клавдия.

Пятислойный оникс, оправа золото. Ок. 49 г. н. э.

Вена, Музей истории искусств.

Голова Зевса из Олимпии. Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание
Афродита с орлом. Оникс. I в. до н. э. Государственный Эрмитаж

 

Голова Зевса из Олимпии.

Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э.

Берлин, Государственные музеи,

Античное собрание.

 

Афродита с орлом.

Оникс. I в. до н. э.

Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж.

Дионис на колеснице, запряженной кентаврами. Сардоникс. I в. до н. э. Государственный Эрмитаж
Суд над Орестом Сардоникс. I в. до н. э. Государственный Эрмитаж

 

Дионис на колеснице, запряженной кентаврами.

 Сардоникс. I в. до н. э.

Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж

 

Суд над Орестом.

 Сардоникс. I в. до н. э.

Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж.

Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса». Сардоникс, III в. до н. э. Оправа (золото, эмаль) — XVIII в. Париж, Национальная библиотека

 

Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса».

Сардоникс, III в. до н. э.

Оправа (золото, эмаль) — XVIII в.

Париж, Национальная библиотека.

 

 ГЛИПТИКА. ИНТАЛИЯ.

     Инталия от камеи отличается тем, что изображение на ней вогнутое. Линии словно уходят внутрь камня. Мастер во время работы должен был следить не только за лицевой частью изделия, но и за изнаночной. Ведь инталия имела не только эстетическое назначение, но и часто использовалась как печать, оставляющая зеркальный оттиск на глине или воске. Ее отпечатки использовали вместо подписи, опечатывали двери и замки. Мастера Месопотамии и Древнего Египта изготавливали перстни с лазуритом. Наиболее популярна была гемма в виде скарабея — священного жука. У каждого состоятельного человека была инталия с собственным профилем или фамильным гербом.

   Глиптика продолжает свое развитие и сейчас, применяя новейшее оборудование и сохраняя древние традиции. Особенно ценны воспроизведения утраченных шедевров живописи.

 

сеп3
Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний. Неаполь, Национальный археологический музей

 

Артемида с факелами. Инталия.  Аметист. 2-я половина I в. до н. э.  Мастер Аполлоний.

Неаполь,

Национальный археологический музей.

Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. IX век, Париж, Национальная библиотека (кабинет медалей)

 

Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита.

IX век, Париж, Национальная библиотека (кабинет медалей).

Инталия. Бюст Птолемея III, Египет, Александрия. III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя)

 

Инталия. Бюст Птолемея III,

Египет, Александрия.

III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя).

Древняе Золотое кольцо - печать. Инталия

 

Древняе Золотое кольцо - печать. Инталия.

 

   Уже в IV тыс. до н.э. резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. до н.э. и на островах Эгейского моря. Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества. Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Сюжетами изображений становились сценки повседневной жизни и отрывки из мифов. Иногда гемма может рассказать о быте эллинов или египтян больше древней рукописи. В них так или иначе нашли отражение все стороны духовной и материальной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные проблемы личных человеческих отношений и быта.

   Глиптика развивалась и двигалась вперед вместе с человечеством. Гемма из древней Греции была многоцветной, живой, с большим количеством деталей и второстепенных персонажей. Римская гемма соответствовала своей эпохе: два цвета, сухие линии и воинственные сюжеты. Китайская глиптика была сосредоточена на объемной резьбе по камню. Из нефрита и оникса вырезались фигурки Будды, священных животных и целые сценки из жизни. Одно из крупнейших в мире собраний глиптики находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

 

http://ancientrome.ru/art/artwork/index.htm?id=3

 

                                                              Далее:  Современные украшения с геммами>>

Страница

comments powered by HyperComments