Логотип
Кольца и серьги
Перстень
Скорпион из золота и драгоценных камней
Ювелирные украшения. Перстни

Мозаичная картина из минералов.

 

МОЗАИКА.

ПОЭМА О ПРИАМУРЬЕ.

 

   С помощью полудрагоценных камней, самоцветов и других горных пород создаются настенные картины, которые поражают воображение.

   В Хабаровском Дворце приемов, воздвигнутом в 1979 году в связи с XIV Тихоокеанским научным конгрессом, в обширном светлом мраморном вестибюле помещена огромная живописная мозаичная картина из минералов и горных пород площадью в 12 квадратных метров «Поэма о Приамурье». Это прекрасное произведение мозаичного монументального искусства, прославляющее величие и красоту природы Дальнего Востока, создано заслуженным художником РСФСР Геннадием Дмитриевичем Павлишиным.

   На этой мозаичной картине - полная гармония красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами. Для ее создания потребовалось более сорока разновидностей минералов и горных пород. Огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней использовал художник в композиции, ведь в картину было уложено более ста тысяч отдельно обработанных камней. Это прекрасное произведение искусства, прославляющее величие и красоту природы дальневосточного края.

Поэма о Приамурье, Г.Д. Павлишин, Мозаичная картина.

 

   Взору посетителя открывается панорама дальневосточного кедрово-широколиственного леса, этих необыкновенных и неповторимых северных джунглей, произрастающих только на Дальнем Востоке нашей страны. Перед вами исполинский кедр. Он растет рядом с лиственницей. пихтой и ребристой березой. Деревья обвивают лианы шизандра (китайский лимонник) с гроздьями красных ягод и черный амурский виноград. В тени, среди пышных папоротников и зарослей зимнего хвоща, алеют ягоды таинственного «корня жизни» — женьшеня. Сквозь густые переплетения ветвей просвечивает река. Как глубоки и прохладны ее воды!

   Г. Д. Павлишину в своем произведении удалось схватить и отразить самую характерную особенность природы Приамурья — сосуществование на одной территории северных и южных растений и животных. В мозаичной картине мы видим лиственницу и виноград, маньчжурский орех и березу, северного оленя и тигра, гималайского медведя и кабарожку. Богат и разнообразен животный мир первобытных дальневосточных лесов, но художник выбрал из него самых типичных представителей, придав им характерные, динамичные позы.

   Вот из густых зарослей кедрача вышел огромный бурый медведь и замер в нерешительности. Могучий кабан-секач ринулся в атаку на своего врага. Сотрясая воздух грозным рычанием, бросается тигр на свою жертву. Каждый зверь, каждая птица волей художника живет, движется, чувствует, и мы угадываем, что они будут делать в следующие мгновения.

Поэма о Приамурье, Г.Д. Павлишин, Мозаичная картина

 

   Чтобы оценить грандиозность этого произведения, взгляните на фрагмент картины в сравнении со взрослым человеком.

   Откуда чарующая сила этого произведения, сделанного из камня? Чем привлекает и восхищает «Поэма о Приамурье»?

   Прежде всего высокой художественностью, реалистичностью, яркостью красок, гармоничностью их сочетания и тонкостью ювелирной обработки камня!

 

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Кедрово-широколиственный лес.

 

1. КЕДРОВО - ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС.

 

   Этот реликтовый лес очень характерен для Сихотэ-Алиня. Он произрастает только на Дальнем Востоке нашей страны. Войдите в него летом. Густые кроны сорокаметровых кедров и лип, ясеней и ребристых берез сомкнутся над вашей головой. Путь вам преградят высокие, в рост человека травы, заросли лиан и колючих кустарников. Здесь душно, сумрачно и сыро. Ваши ноги утопают во влажной почве, на песчаной косе лесной реки отпечатались круглые лапы тигра. Как все это напоминает джунгли! В этих лесах произрастает более двухсот видов древесно-кустарниковой растительности. Среди них маньчжурский орех, бархат амурский — пробконос промышленного значения, тис и белокорая пихта, черемуха Маака и колючая аралия.

Разнообразен и богат животный мир этого леса. В нем обитают ярко раскрашенная харза, енотовидная собака, черный маньчжурский заяц и древесная утка-мандаринка, полоз Шренка, огромный десятисантиметровый жук-дровосек, черно-голубые хвостоносцы Маака (махаон Маака).

 

 

   Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в Хабаровске в 1938 году. Окончив художественное училище во Владивостоке, работал в отделении истории и этнографии Дальневосточного центра Академии наук СССР. Много путешествовал по краю, изучая прикладное искусство народов Приамурья. В изобразительное искусство Геннадий Дмитриевич пришел как исследователь творчества народов Севера, как художник- этнограф. Его иллюстрации к книге «Амурские сказки» покоряют всех художественностью, поэтичностью образов, реалистичностью. Герой Социалистического Труда академик А. П. Окладников в послесловии к «Амурским сказкам» так писал о Г. Д. Павлишине: «Для каждой иллюстрации, для любой художественной композиции можно было бы дать строго научный специальный текст. Столь глубоко проник художник в этот большой и далеко еще не исчерпанный исследователями культурно-исторический мир. Павлишин нашел в нем себя и свой особенный творческий стиль, свою художественную манеру, что, увы, дано немногим».

   Эти иллюстрации принесли Павлишину мировую известность и славу. За них художнику присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской. На международной книжной выставке в Братиславе «Амурские сказки» получили высшую награду — приз “Золотое яблоко», а в Лейпциге — золотую медаль. Много книг оформлено Г. Д. Павлишиным, и все они отличаются неповторимой оригинальностью, высоким мастерством. классической манерой исполнения. Среди них особенно неповторимы – «Поклон Тайги» (творчество народов Севера о В. И. Ленине), «Серебряный кубок», «Огненные листья», «Таежные зори», «Повстречались магистрали на Амуре». Эти книги имели большой успех на книжных выставках, отмечены дипломами и похвальными грамотами. В книге «Удивительные звери» Г. Д. Павлишин проявил себя незаурядным художником-анималистом.

   Не случайно Г. Д. Павлишина именуют книжным волшебником! Стоит ему прикоснуться своей кистью к книге, как она приобретает новое звучание. Павлишин не просто иллюстрирует книгу, а дополняет, углубляет ее содержание, как бы досказывает то, что не выразил словами писатель. По иллюстрациям Г. Д. Павлишина можно с успехом изучать историю, этнографию и природу Дальневосточного края. Незаурядный талант, помноженный на неиссякаемое трудолюбие, граничащее с самопожертвованием в работе — вот источник успеха художника Павлишина, для которого девизом творчества всегда были слова И. Е. Репина: «Натура — мать искусства!».

   Любя свой край, Геннадий Дмитриевич не мог пройти мимо цветных камней, которыми так богата Приамурская земля. Сначала он использовал их при оформлении своих книг, которые экспонировались даже в геологическом музее города Хабаровска, затем приступил к созданию «Поэмы о Приамурье». Это был тяжелый труд, на много месяцев захвативший целиком художника, и не будь у Павлишина жилки русского мастера-умельца, не справиться бы ему с этой каменной картиной!

   Но вот она перед нами как символ красоты и вечности, как сочетание гармонии красок в природе и творения рук человеческих! Как же она создавалась? Прежде всего нужно было найти и доставить в мастерскую поделочные камни. Потребовалось более сорока разновидностей минералов и горных пород, большую часть которых Павлишин собрал сам на Зее, Кульдуре, в окрестностях Хабаровска. Подбирая цветные камни, художник не отвергал и те породы, которые не имели броской расцветки, были порой невзрачны на вид - это диорит, гранит, базальт, габбро, из них он «нарисовал» стволы и корни старых поваленных в лесу деревьев. Но больше всего в картине использованы кальцифиры Хингана и кульдурские офио-кальциты, уж очень обширна у них цветовая гамма — от черного и темно-коричневого до зеленого и сиреневого. Из них сделаны листья деревьев и трав. А вот на ствол крупного кедра пошла яшма, родонитом выложен ствол ели. Сумрачность векового леса скрасили яркие цветы из сиреневого чароита, лазурита и амазонита. Зоб каменного глухаря выложен ирнимитом - синей удской яшмой, этой геологической эмблемой края. Снежные сугробы хорошо переданы бруситом, вода - голубым халцедоном. Есть в картине и ювелирно-поделочные камни: сердолик, агат, нефрит, флюорит, ониксы, морион, малахит и другие минералы. Рама картины составлена из халцедона.

 

   Павлишину удалось в совершенстве постичь «душу» камня, поэтому изображения получились объемными, выпуклыми, звери словно покрыты натуральной шерстью, а птицы — перьями, и в глазах их светится выражение, свойственное характеру животного. Во всей картине чувствуется пространство, заполненное воздухом.

   С помощью алмазной пилы камни распиливались на тонкие пластины, на них наносился контур, позволявший камнерезу придать пластине нужное очертание, затем художник складывал обработанные кусочки минералов, добиваясь четкого изображения задуманной картины. Эта кропотливая работа требовала большого терпения: ведь в картину было уложено более ста тысяч отдельно обработанных камней. Затем собранная мозаика, залитая эпоксидной смолой для склеивания, шлифовалась корундовым порошком, полировалась и после этого, скрепленная стальной рамой, монтировалась в стене.

   Нелегко было соединить в одном шлифе чрезвычайно твердый халцедон и нежный брусит, хрупкий мрамор, еще труднее избежать пестроты разноцветных камней, но это вполне удалось Павлишину. На его мозаичной картине — полная гармония красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами.

   Время теперь не властно над этим монументальным произведением искусства! Пройдут годы, а оно будет все также радовать человека, украшать его жизнь.

 

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Изюбр.

 

2. ИЗЮБР (благородный олень)

 

   В лесах южной части Приамурья обитает изюбр (благородный олень). Этот осторожный грациозный зверь каждую осень оглашает сопки сильным ревом. Так вызывают друг друга быки на турнирные бои.

   Охотятся на изюбров-самцов главным образом летом с целью получения неокостеневших рогов — пантов, применяемых в медицине.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Гималайский, или белогрудый, медведь.

 

3. ГИМАЛАЙСКИЙ, ИЛИ БЕЛОГРУДЫЙ, МЕДВЕДЬ

 

   Вес его не превышает 350 килограммов. Покрыт черной блестящей шерстью с белым пятном на груди и подбородке. Ведет полудревесный образ жизни. Берлогу устраивает обычно в дупле липы или кедра, где у него появляется потомство. Питается преимущественно растительной пищей. По характеру весьма пуглив. Охота на белогрудого медведя запрещена законом.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Лось (сохатый).

 

4. ЛОСЬ (СОХАТЫЙ)

 

   Самый крупный копытный зверь Приамурья. Высота в холке превышает два метра, вес достигает полутонны. Зимой питается ветками и побегами деревьев и кустарников. Предпочитает редколесье. Охота на него регламентирована. Производятся опыты по одомашниванию этого животного.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Амурский барсук.

 

5. АМУРСКИЙ БАРСУК

 

   Норный зверек, ведущий ночной образ жизни. Добывается чаще всего капканом. Мясо и жир съедобны. Жесткий волосяной покров используется при изготовлении всевозможных кистей.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Дикий северный олень (согжой).

 

6. ДИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ (согжой)

 

   Согжой обитает в северных светлохвойных лесах и по вершинам безлесных гор, в местах, богатых лишайниками, которые являются основной пищей согжоя зимой. Где нет ягеля, там нет согжоя. По внешнему виду согжой мало отличается от домашнего оленя, повсюду малочислен, охраняется законом.

Приамурье — единственное место на Земле, где северный олень встречается с тигром и попадает ему в когти.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Черный буреинский соболь.

 

     7. ЧЕРНЫЙ БУРЕИНСКИЙ СОБОЛЬ

 

   Соболь — гордость и слава таежных лесов Приамурья. Буреинские черные соболи — самые дорогие в нашей стране. За годы Советской власти численность соболей значительно увеличилась. Хищнически истребленный до революции, теперь соболь стал основным видом пушных заготовок в Приамурье. Организованный на Бурее племенной рассадник соболей за 7 лет своей деятельности поставил для расселения 4200 соболей. Промысел соболя ведется по лицензионной системе.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Красная лисица.

 

8. КРАСНАЯ ЛИСИЦА

 

   Предпочитает селиться в поймах больших рек и лесостепной зоне. Не избегает близости человека. Славится пышностью волосяного покрова и ярко-рыжей окраской. Предмет промысловой охоты.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Амурский бурый медведь.

 

  9. АМУРСКИЙ БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

 

   Один из самых крупных медведей мира. Покрыт редким волосяным покровом черного и темно-бурого цвета. Вес иногда достигает 500 килограммов. Толщина подкожного жира 8—10 сантиметров. В годы отсутствия основного корма — желудей и орехов — ведет хищный образ жизни: нападает на кабанов, оленей и даже молодых тигров. Довольно многочислен и широко распространен в крае. Ежегодно здесь добывается несколько сотен медведей.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Леопард (барс).

 

10. ЛЕОПАРД, ИЛИ БАРС

 

   Чрезвычайно редкое животное, обитающее на юге Сихотэ-Алиня. Преследует главным образом оленей и кабанов. На человека не нападает. Охраняется законом. Изредка отлавливается для пополнения зоопарков.

 

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Косуля.

 

 11. КОСУЛЯ

 

   Этот многочисленный вид распространен главным образом в лесостепной зоне. Зачастую обитает среди возделываемых человеком полей. Излюбленный объект спортивной охоты. Мясо обладает высокими гастрономическими достоинствами. Охота на косулю регламентирована.

 

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Каменный глухарь.

 

  12. КАМЕННЫЙ ГЛУХАРЬ

 

   Самый крупный представитель семейства куриных. Глухарь заселяет светлохвойные таежные леса. Главная пища — листья, хвоя и почки деревьев. Весной и осенью петухи токуют, распевая далеко не мелодичные песни, принимая позы возбужденных индюков. Охота на этих птиц в ряде районов запрещена.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Лебедь-шипун.

 

 13. ЛЕБЕДЬ-ШИПУН

 

   Редкая красивая грациозная птица, предпочитающая селиться на пустынных озерах уссурийской поймы. Охота на лебедя запрещена законом.

 

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Турухтаны-кулики.

 

14. ТУРУХТАНЫ-КУЛИКИ

 

   В пору брачной жизни на болотистых полянах собираются турухтаны. Самцы в ярком, неповторимом по рисунку оперении часто ссорятся между собой, затевают драки, напоминающие петушиные бои.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Кабарга.

 

15. КАБАРГА

 

   Этот маленький оленек весом не более двадцати килограммов ведет уединенный образ жизни, заселяя северные таежные и смешанные леса. Вместо рогов природа наделила самца кабарги длинными острыми, но непрочными клыками, которые используются в турнирных поединках в пору брачной жизни. Добывают кабаргу не столько ради мяса, сколько с целью получения мускусной железы, используемой в парфюмерном производстве.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Рысь.

 

16. РЫСЬ

 

   Широко распространена по всему югу Дальнего Востока, заходит в северные таежные районы, но повсеместно редка. Питается главным образом зайцами. Отваживается нападать на молодых оленей. Мех пушистый, теплый, ценится высоко.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Уссурийский кабан-секач.

 

17. УССУРИЙСКИЙ КАБАН (секач)

 

   Достигает двухсот килограммов веса, покрыт длинной щетиной с густой подпушью. Самцы вооружены острыми трехгранными клыками, достигающими 12 сантиметров. Ведет стадный образ жизни. Вожаком стада является старая самка. Распространен в горных широколиственных и смешанных лесах Приамурья. Является объектом промысловой и спортивной охоты. Мясо обладает высокими гастрономическими качествами.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Дальневосточный длинношерстный тигр.

 

18. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ДЛИННОШЕРСТНЫЙ ТИГР

(Уссурийский тигр).

 

   Могучий красивый драгоценный зверь, ставший большой редкостью. Обитает в горных кедрово-широколиственных лесах. Крупнее бенгальского тигра, по характеру не агрессивен. Питается главным образом кабанами и оленями. Численность определяется несколькими десятками экземпляров. Как реликтовое животное охраняется законом. Ежегодно отлавливается 2—3 молодых тигра для пополнения зоопарков.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Норка американская.

 

19. НОРКА АМЕРИКАНСКАЯ

 

   Завезена в Приамурье в 1939 году. Успешно акклиматизировалась. Ведет полуводный образ жизни, питаясь мышевидными грызунами и рыбой. Ее гибкое тело покрыто плотным, почти непромокаемым волосяным покровом темно-коричневого цвета. Является предметом широкого промысла.

Поэма о Приамурье, Фрагмент. Женьшень.

 

20. ЖЕНЬШЕНЬ

 

   Многолетнее травянистое растение из семейства аралиевых, редко встречаемое в кедрово-широколиственных лесах южной части Дальнего Востока.

   Стебель женьшеня с пятипальчатыми листьями венчает гроздь красных ягод. Корень иногда имеет форму, напоминающую фигурку человека. С глубокой древности применяется в медицине как общетонизирующее средство. Женьшень называют «корнем жизни». На Востоке он является символом долголетия и процветания. Много легенд сложено об этом таинственном растении. Ему приписывают способность излечения человека от всех старческих болезней, возвращения молодости, продления жизни. Наука подтверждает положительные действия женьшеня на организм человека. В связи с редкостью этого растения в природе его выращивают на специальных плантациях. Корни посеянного искусственно женьшеня через пять лет достигают 40—80 граммов. В диком состоянии корни женьшеня достигают пятисот граммов при возрасте около ста лет.

 

 

 

                                                                                        Павлишин Геннадий Дмитриевич  -

                                                                           народный художник России.

 

 

 

   Подробнее о Г.Д. Павлишине и других Хабаровских художниках можно ознакомиться на сайте Хабаровского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации   «Союз художников России» >>.

Геннадий Дмитриевич Павлишин - народный художник России

Страница

comments powered by HyperComments