Логотип

Китайская резьба по кости.

 

   Китайская резьба по кости,

или роскошь из слоновой кости.

   Сегодня слоновая кость является редким и ценным материалом, так как найти ее в природе трудно, а охота на этих животных теперь почти везде запрещена. Основным поставщиком сырья для изделий является Африканский континент, часть которого даже назвали "Берегом Слоновой Кости". Но качество его среднее – сравнительно мягкие, темноватые и малопрозрачные фрагменты часто имеют трещины или разломы. А высший сорт материала, твердый, полупрозрачный, практически не желтеющий, придающий готовым предметам особую изысканность и эксклюзивность, привозят из Гвинеи. В основном продаются клыки весом до 10 кг. Однако встречаются экземпляры длиной около 2,5 м, весящие до 90 кг. Чаще клыки дугообразно изогнуты, но могут двояко искривляться, напоминая бычьи рога. Основание их и часть длины полые, но по направлению к острому концу стенки утолщаются, заполняя все пространство.

    При распиливании слоновой кости пользуются тонкой пилой с небольшой разводкой зубцов, периодически смачивая ее водой, чтобы избежать перегрева и растрескивания материала. Шлифуют поделки смоченным водой хвощом, а потом обрабатывают пемзой, вымоченной в воде. Полировку поверхности производят, используя влажную ткань и мед.

    Фигурки из слоновой кости, выполненные вручную, декорированные оригинальной резьбой и узорами, издавна являлись дорогими украшениями обстановки домов знатных особ. И сегодня аксессуары из этого материала остаются востребованными и актуальными. Правильно обработанные изделия зачаровывают своим восхитительным видом. А их немалая стоимость подчеркивает высокий статус и материальное благополучие владельца.

  В Китае резьба по кости является одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства. Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости.  Свое развитие этот промысел получил во время правления династии Сун (960 - 1279гг.), а совершенствовался во времена династий Мин (1368 -1644гг.) и Цин (1644 -1911гг.)

   Для резчиков по кости китайских мастеров характерна утонченная резьба с глубокой прорисовкой мельчайших деталей с преобладанием национальных мотивов. В Китае сформировались две основные школы резьбы по кости – Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская.

   Техника кантонских мастеров отличается тонкостью и роскошным декором, а также белизной. В Гуанчжоу слоновую кость отбеливали, отчего она и приобретала сияющий белый цвет. Там же была изобретена совершенно невероятная техника плетения абажуров и корзин для цветов из нитей расщепленной слоновой кости.

   Пекинская школа отличалась более сдержанным декором и лаконичностью. В основном мастера Пекина изготавливали фигурки людей, для большей декоративности подкрашивая кость. Их изделия отличались тщательной полировкой, подчеркивающей природную текстуру кости.

Китайская резьба по кости

 

Китайская резьба по кости.

 

Лес

 

Лес. Слоновая кость.

 

Натюрморт. Резьба по кости.

 

Натюрморт. Резьба по кости.

Девушка с павлином. Китайская резьба по кости.

 

Девушка с павлином. Китайская резьба по кости.

Резьба по кости
Резьба по кости
Резьба по кости.
Резьба по кости.
Резьба по кости.
Резьба по кости.
Резьба по кости.
Резьба по кости.

  Шары в шаре. Китайская резьба по кости.

   Рассказывая о китайской резьбе по кости, невозможно обойти вниманием невероятную технику изготовления полых шаров, размещенных один в другом, каждый из которых украшен тончайшей резьбой и свободно вращается относительно друг друга, принадлежащей Гуанчжоуской школе.

   Первые шары состояли из двух вложений, постепенно количество шаров увеличили до семи. В 1915г. На Панамской Международной ярмарке китайский резчик получил международное признание, представив 25 ажурных шаров в шаре, а его сын, Вэн Жунбяо, резчик по кости в четвертом поколении, в 1977г. представил миру шар диаметром 15см с сорока двумя вложениями шаров, орнаментированных пейзажами из павильонов, башен, гор и облаков. Толщина центрального шара не превышает бумажный лист. Техника изготовления таких шедевров невероятна трудоемка и требует фантастической усидчивости и навыков резьбы, доведенных до совершенства. Не лишней будет и фантазия, интуиция и твердая рука, так как кость достаточно хрупкий материал, а заготовку можно испортить одним неловким движением.

   ●  Первый этап изготовления этого чуда – придание кости формы идеального шара.

   ●  Далее в заготовке просверливается несколько конусообразных отверстий до центра шара.

сеп2
Шар в шаре с конусным отверстием

 

Шары в шаре с совмещенными отверстиями, образующие конус.

 

   ●  В каждом отверстии наносятся метки по количеству шаров, которые будут находиться             внутри.

   ●  Шары вытачиваются поочередно, начиная с внутреннего, самого маленького, с помощью специального изогнутого резца.

   ●  После того, как все шары будут вырезаны, необходимо каждый покрыть резьбой, вращая и перемещая заготовки, без права на ошибку, иначе весь титанический труд пойдет прахом.

Шар в шаре.
Композиция с шарами.
Резьба по кости.
Резьба по кости.

 

Шары в шаре. Китайская резьба по кости.

 

Страница

comments powered by HyperComments